Широкое распространение получила вышивка во всех краях и областях, одним из которых является Холуй. Холуй широко известен как один из центров лаковой миниатюры. Наряду с лаковой миниатюрой в селе существует и другой народный художественный промысел - художественная вышивка. С вышиванием была связана вся жизнь у старых мастериц Холуя, и каждая из них испытывала огромную радость, создавая своими руками красоту на кусочке ткани.

Холуй – это старинное село, имеющее богатую историю, уходящую корнями в славное прошлое нашего государства. Название села может показаться неблагозвучным, но к человеку низкого достоинства оно никакого отношения не имеет. В различных словарях слово «холуй» толкуется по-разному: коряга, торчащая в реке; песчаный нанос; рыболовный плетень; сор дрязг от разлива, которым заволакиваются луга. Исходя из этих толкований, языковедами строились всевозможные предположения о происхождении названия, но единого мнения не было. Ключом к разгадке загадочного названия может служить то, что в вологодских говорах существительное «холуй» употребляется в значении «одинокий поселок».

Когда холуйские женщины стали заниматься вышивкой, доподлинно неизвестно. Возможно, это умение стало достоянием местных жителей благодаря торговцам – офеням-коробейникам. На ярмарках офени закупали все необходимое для торговли в разнос и развозили товар по всей стране. Строчкой и вышивкой занимались в основном для себя и своих близких. Девушки с молодых лет готовили себе приданное – полотенца, подушки, сорочки, накомодники и многое другое.

Сотрудница Эрмитажа И.Н. Уханова, приехавшая в Холуй в 1955 году для поисков и исследования старинной вышивки, обнаружила платье. При тщательном анализе оказалось, что это пеньюар, сшитый и вышитый в 17 веке. Сейчас экспонат представлен на выставке в Эрмитаже вместе с костюмами 17 века.

Вышивали в Холуе на разных тканях на кисее, батисте и на грубом деревенском холсте. В Холуйском музее хранится полотенце из холста, на котором красными нитками вышиты орнаментальный букет цветов в вазе и надпись: «Кого люблю того дарю». Полотенце датируется 1819 годом. Речевая ошибка объясняется тем, что в старину вышивальщицы были неграмотными. Уже в 1896 году вышивальщицы Холуя участвовали во Всероссийской промышленной и художественной вышивке в Нижнем Новгороде, в отделении кустарных промыслов. В 1898 году в корреспонденции из Владимирской губернии можно было прочесть, что в селе Холуй состоятельными помещиками использовался наемный труд 200 женщин-вышивальщиц, которых называли строчеи-надомницы. Вышивали они в маленьких, тесных горенках, с низкими оконцами, пропускающими мало света, с самодельными «фигасками» и с керосиновыми лампами, дающими слабый тусклый свет. Особенно тяжёл был труд девушек и подростков. Вступающие в жизнь работницы около года вышивали на «хозяев» без оплаты, с 6 часов утра до 10 вечера зимой, и с 5 часов утра до 8 часов вечера летом. По истечении года «хозяйка» покупала ученицам ситцу на платье и уже заключала с ними платный договор на срок около года. Плата мастерице-подростку в этот период составляла 8-10 рублей в год. Освоившись уже во всех тонкостях, девушки уходили от «хозяйки» и работали на дому, зарабатывая уже 30-65 рублей в год. В отчёте 1898 года можно прочесть, что «…в селе Холуй до 200 женщин вышивают на «хозяев». Блузки строчат по 40 копеек, прошивки по 25, полотенца по 30-40 копеек, наволочки – 2 рубля. За вышивку некоторых особенно сложных изделий до 20 рублей».

В 1912 году земством учреждается мастерская по вышивке гладью и строчкой в Холуе. В том же году состоялась губернская кустарно-промышленная выставка во Владимире, на которой, кроме холуйских икон, село выставило и строчку. Экспонаты этой выставки были отправлены в Англию и имели большой успех на выставке в Лондоне. Промысел ручной строчки столкнулся с конкуренцией со стороны машин, позволяющих изготавливать вышитые вещи значительно быстрее и дешевле. Неоднократные попытки общественных организаций местного земства помочь промыслу строчевышивания реального влияния на судьбу мастериц не имели. Так продолжалось до 1920 года.

В архивном фонде Иваново-Вознесенского совета народного искусства имеются сведения об организации Холуйской строчевышивальной артели. В период с 1912 по 1928 год в селе Холуй действует учебная показательная школа. Ученицы под руководством опытных и знающих вышивку мастеров приобретали теоретические и практические знания, что в будущем оказало большое влияние на развитие производства. В учебно-показательную школу принимались девушки до 25 лет и не моложе 12 лет. Срок обучения в школе составлял 3 года. Кроме ремесла в школе преподавалось рисование.

В 1920 году была создана строчевая артель во главе с С.Д. Гребенкиной, в 1922 году появилась ещё одна во главе с Ф.И. Тепляковой, но они просуществовали недолго. В 1925 году жительница села А.И. Кучумова снова организовала строчевую артель. Для того, чтобы артель выжила, много стараний приложили её участницы строчеи-вышивальщицы А.Т. Крупина и А.А. Чеботарева. В артели увеличился ассортимент вышивки и улучшилось качество выпускаемой продукции. Встал вопрос о разработке новых интересных рисунков, композиционных сюжетов. В то время главным художником в артели работала талантливая художница-самоучка А.Т. Бушуева. Под её началом в 1943 году строчевышивальная артель начала работать творчески. В этом же году открывается профтехшкола для подготовки квалифицированных мастеров лаковой миниатюры, а в 1948 году организуется первый набор на строчевышивальное отделение для подготовки квалифицированных мастеров по строчке и вышивке. В 1948 году артели был присуждён Диплом 2-ой степени, а в 1958 году на Международной выставке в Брюсселе строчеи Холуя получили серебряную медаль. На выставке в ловдиве (Болгария) строчеи из Холуя наравне с вологодскими кружевницами были удостоены высшей награды - Золотой медали. Новый подъём творчества приходится на 50-60-е годы. Занавесы, скатерти, белоснежные блузки, детская одежда, мужские сорочки и женские платья различных фасонов, выполненные прозрачной белой строчкой, принесли промыслу славу на выставках в Париже, Брюсселе, Монреале. Наиболее оригинальные экспонаты хранятся в музеях Москвы. Изделия этого периода были исключительно изящны. Предприятие расширялось и модернизировалось, на производстве появляются вышивальные машины. 70-80 годы – это годы стабильности для предприятия, в это время оно специализируется на выпуске женских блуз и сорочек, сувенирных салфеток, дорожек, детских платьев, комплектов в коляску для новорождённых. Продолжается успешное участие во всевозможных выставках. Начинается строительство нового двухэтажного здания, идёт замена старого оборудования на новое. В новом здании расположился большой цех ручной вышивки, где работали вышивальщицы с большим стажем работы и огромным опытом по вышивке нашей традиционной ивановской «мелкой строчки» и изящной «белой глади».

Белой она называется потому, что выполняется в основном белыми тонкими нитками (шелковыми или мулине) на белых (чаще всего) тонких тканях, таких как крепдешин, батист, тонкий лен и пр.  Вышивать тонкими нитками довольно сложно, поэтому овладевать этим искусством следует не торопясь, внимательно и аккуратно. Вышивкой белой гладью по белой ткани часто украшают свадебные платья, её называют также английским кружевом за её схожесть с английским бедфордским белым кружевом. Белую гладь без настила также называют бельевой гладью, т.к. в старину вышивали постельное и столовое белье в этой технике. Позже стали сначала прокладывать настил и вышивать такой гладью блузки, платья, носовые платки. Тогда белую гладь с настилом стали называть высокой, или бродери (от английского broidery – вышивка). При выполнении рисунка белой гладью сначала на ткань переводят рисунок, затем обшивают его контуры стежками «вперед иголку», нашивают настил в 1 или 2 ряда, и накладывают стежки рабочей нити в направлении, противоположном настилу.

Прорезную гладь используют при отделке тонких блузок, белья, воротников, платочков. Рисунки составляют из круглых и овальных дырочек, формируя цветы, листочки, цепочки. Прорезную гладь чаще сочетают с белой гладью. По технике исполнения можно выделить мелкие дырочки, «сцепнушку», «калачик», «листик».Мелкие дырочки прокалывают шилом и сразу обшивают гладью узким швом «закрутка». Для более крупных отверстий, например «калачика», выполняют два перекрещивающихся разреза. Затем делают настил и оформляют сам «калачик», сразу же зашивая кусочки подрезанной ткани. Если же выполняют «лодочку», то ткань разрезают по средней линии узора. Затем половинки разрезанной ткани забирают в шов при вышивке.На втором этаже размещался цех ажурной вышивки, там работало более молодое поколение и только что закончившее училище. Все были рады этому новому зданию, но радость вышивальщиц оказалась недолгой. Трудные кризисные 90-е года подкосили Холуйскую строчевышивальную фабрику. Оборвались экономические связи, сбыт всей продукции резко нарушился. Строчевышивальная фабрика преобразовалась в ТОО «Узоры Холуя», а затем в 1997 году стала частным предприятием, которое возглавила Н.А. Воробьёва. К началу 90-х годов коллектив строчевышивальной фабрики насчитывал более 150 человек, в 2000 году 20 человек, сейчас на предприятии по вышивке изделии трудятся 3 человека.

Пошаговое выполнение белой глади. 

Запяливание ткани в пяльца ручной работы.

Для глади обычно используют разборные прямоугольные пяльцы. Все детали пялец изготавливают из сухого, легкого дерева без сучков и хорошо полируют. Пяльцы  состоят из двух основных продольных планок-линеек  с прибитыми или приклеенными полосками ткани, двух плоских поперечных планок с отверстиями для колышков , двух круглых или квадратных тонких, но крепких палочек или металлических прутьев, которые вставляются в мешки (карманы) с прорезями для веревочек.

В основном ткань запяливают по основе (долевой), но есть вышивки, в которых неважно переплетение нитей ткани и их направление. Ткань для вышивания пришивают к полоскам ткани основных планок. Здесь необходимо обратить внимание на то, чтобы ткань была расположена одинаково относительно середины и краев планок. Для этого нужно отметить середину на ткани планок и на изделии, а при запяливании их совместить. На прибитых полосках ткани эту отметку можно сделать постоянной. Затем запяливаемую ткань швом «назад иголку», «строчкой» или на швейной машине пришивают к боковым карманам с прорезями. Шов должен быть ровным, без перекосов. Предварительно лучше сделать наметку. При запяливании углы ткани зашивают, чтобы материал не полз и не косил на углах (боковые мешки на пересечении пришивают к основным полоскам или наоборот). Сначала боковые планки вставляют в основные, затем в отверстия на планках вставляют колышки со всех четырех сторон, регулируя натяжение ткани. Палочки вставляют в боковые карманы и при помощи веревочек, продетых в прорези карманов, ткань натягивают до нужного состояния.

Натяжение посредством веревок  с левой стороны пялец обычно делают сверху вниз и веревочку закручивают против часовой стрелки, то есть вдевают в прорези кармана им из-под пялец. С правой стороны пялец натяжение делают снизу вверх, шнур продевается тоже из-под пялец, но по часовой стрелке. При таком запяливании веревочка легко подтягивается, если натяжение ткани в процессе работы уменьшается. Можно делать и по-другому, но главное, чтобы веревочка во всех случаях вдевалась в карманы из-под пялец. Излишки веревочки наматывают на конец поперечной планки и закрепляют. Натяжение должно быть сильным, чтобы ткань не провисала. Обычно после нескольких дней работы оно ослабевает. При помощи веревочки ткань можно подтянуть. Запяливая ткань, важно равномерно натянуть ее, чтобы она не перекосилась.

В некоторых пяльцах основные планки делают круглыми. Такими пяльцами пользуются при выполнении больших работ, которые по мере вышивки накручивают на круглые планки. Чтобы не испортить ткань и работу, планки должны быть совершенно гладкие.

Для работы пяльцы устанавливают на специальные подставки или стойки. Показанную на стойку можно использовать как для установки пялец, так и для запяливание ткани. Она состоит из двух вертикальных стоек, скрепленных внизу перекладиной и вращающейся прямоугольной разборной рамки. Рамка включает две поперечные планки с отверстиями, в которые вставляются две продольные круглые палки. На этой рамке можно закреплять пяльцы с запяленной тканью,  привязав их к продольным палкам. При работе можно без особых усилий переворачивать пяльцы вместе с рамкой на обратную сторону и возвращать в исходное положение. При запяливании ткани в прямоугольную рамку стойки рамка может поворачиваться лишь незначительно, на небольшой угол, так как веревочки, натягивающие ткань в продольном направлении, накручиваются непосредственно на поперечные планки и мешают полному повороту пялец. Высоту установки пялец можно регулировать отверстиями в вертикальных стойках.(см. рис.1)

  Рис.1

Перевод рисунка способом «на просвет». Этот способ прост и удобен при переводе рисунка на тонкие ткани. На кальке с переснятым тушью рисунком закрепляют булавками ткань. Затем ткань с калькой прикладывают к оконному стеклу. Контур рисунка, просвечивающийся через - ткань, обводят карандашом.(см.рис.2)

  Рис.2

Выполнение белой глади.

1. Ткань должна быть достаточно хорошо натянута на пяльцы. На этот момент необходимо обратить особенное внимание. От того, как натянута ткань зависит конечный результат работы;

2. Начинающие рукодельницы могут для начала взять не сложные узоры и схемы, например, листочки;

3. Простая гладь подразумевает под собой двухстороннюю вышивку. При этом лицевая и изнаночная сторона должны быть одинаковыми;

4. Все концы рабочей нити нужно тщательно прятать под стежками. С изнаночной стороны не должно быть узлов и прочих крепежей нити;

5. Чтобы вышить листочек необходимо на лицевой стороне, внутри листка сделать несколько стежков под названием «вперед иголку»;

6. Рабочая нить должна быть аккуратно подтянута, чтобы ее кончик остался в ткани;

7. Далее игла выводится в начало работы и вышивание продолжается аналогичным образом;

8. Те стежки, которые находятся сверху будут спрятаны при помощи конца нити, поэтому они будут не заметными;

9. После того, как рабочая нить будет надежно закреплена можно приступать к выполнению следующих рядов. Они должны быть как можно плотнее прижаты друг к другу. Рукодельницы должны обратить внимание, чтобы все стежки не выходили за очертание листочка;

10. Игла входит в линии контура, прокол ткани нужно осуществлять только под прямым углом. Таким образом, можно добиться точных результатов;

11. Середина мотива, листочка или лепестков цветка может иметь произвольное направление стежков. Но рукодельницы должны помнить, что нужно следить за тем, чтобы они всегда располагались только параллельно.(см.рис.3, 4, 5)

  Рис.3

  Рис.4

  Рис.5

  Завершение работы

 

Автор статьи:

М.Ю. Москалева, кандидат исторический наук, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, выпускающий редактор "Ивановский бизнесъ", обозреватель журнала "Легкая промышленность. Курьер" (Санкт-Петербург)

Автор фото: 

А.В. Сафонов

 

 

Календарь событий

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Афиша

Галерея